UN-logo
МЦНТИ - региональный центр ЮНЕП Инфотерра
UNEP-logo
ICSTI-logo

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫДЕЛЕННЫХ ЦЕНТРАХ ИНФОТЕРРА

Цель этого документа - определить назначение, основные направления и ожидаемые результаты работы, а также организационное регулирование деятельности национальных выделенных центров (НВЦ) ИНФОТЕРРА с указанием поддержки, оказываемой им со стороны ЮНЕП/ИНФОТЕРРА.

1. Документы, регулирующие деятельность ИНФОТЕРРА

(1) Международная Конференция по окружающей среде (Стокгольм, 1972) рекомендовала создать механизм обмена экологической информацией и опытом между странами (рекомендация 101).

В соответствии с этой рекомендацией ЮНЕП создал систему ИНФОТЕРРА (первоначально называвшуюся Международной Справочной Системой), а к правительствам было направлено обращение назначить в своих странах национальные выделенные центры (НВЦ) - организации для координации деятельности, связанной с системой ИНФОТЕРРА, на национальном уровне. По состоянию на сегодняшний день 176 стран имеют национальные выделенные центры ИНФОТЕРРА.

(2) На первом заседании Совета управляющих ЮНЕП в 1973 г. было принято решение 1(I), параграф 12.С о дальнейшем развитии сферы охвата, структуры и возможностей Международной Справочной Системы (ИНФОТЕРРА) с особым акцентом на обеспечение бесплатного, своевременного и достаточного доступа развивающихся стран к возможностям этой системы.

(3) Решения Конференции по окружаюшей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (UNCED, 1992) подтвердили важность информации для принятия решений, а также призвали укреплять систему ИНФОТЕРРА для улучшения информационного обслуживания в области охраны окружающей среды (“Повестка дня на 21 век”, Глава 40).

(4) Принцип 10 “Декларации Рио по Окружающей среде и Развитию” гласит: “Вопросы охраны окружающей среды решаются наилучшим образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждому физическому лицу должен быть обеспечен доступ к экологической информации, которой располагает государственный орган, включая информацию по ядовитым веществам и деятельности местных организаций, а также возможность участвовать в процессе принятия решений. Государства будут содействовать и поддерживать распространение информации и участие общественности в процессе принятия решений путем организации широкого доступа к информации. Должен быть предоставлен эффективный доступ к юридическим и административным мерам, включая меры борьбы с последствиями экологических бедствий.”

2. Рабочие языки

ИНФОТЕРРА использует четыре рабочих языка - английский, французский, русский и испанский, которые являются официальными языками ООН. Связь между НВЦ и ЮНЕП/ИНФОТЕРРА может поддерживаться на любом из этих четырех языков. ЮНЕП/ИНФОТЕРРА будет стремиться предоставлят свои документы и услуги на таком количестве рабочих языков, какое позволяют финансовые ресурсы. Некоторые материалы доступны также на двух других официальных языках ООН - арабском и китайском, однако сложности с кодировкой данных языков не позволяют ЮНЕП/ИНФОТЕРРА распространять информацию в электронной форме на этих языках. Однако, у национальных выделенных центров есть положительный опыт содействия ЮНЕП/ИНФОТЕРРА в этом вопросе.

Различные национальные выделенные центры переводили и распространяли материалы ИНФОТЕРРА на языках, не являющихся официальными языками ООН, в частности, на японском, тайском, корейском, хинди, индонезийском, итальянском, португальском, немецком и венгерском.

3. Функции

Основная функция НВЦ - оказывать информационные услуги по вопросам охраны окружающей среды на основе действующего современного информационного центра.

Центр должен обеспечивать свободный доступ общественности к достоверной экологической информации по широкому тематическому спектру. Как содержание, так и формат представляемой информации должны соответствовать требованиям пользователей.

От НВЦ не требуется оказывать профессиональные услуги по менджменту и распространению геоинформации и оцифрованных карт, составленных с помощью спутниковых методов. Однако такого рода услуги часто оказывает головное министерство/ведомство. В этом случае НВЦ должен оказать услугу по направлению запроса в соответствующую инстанцию.

Экологическая информация, которую собирает, хранит и распространяет НВЦ, представляет собой, главным образом, техническую литературу. Кроме того, НВЦ обычно оказывают информационную поддержку и предоставляет материалы для государственой образовательной программы в области охраны окружающей среды.

4. Рекомендации по расположению НВЦ

Обязательной предпосылкой успешной деятельности НВЦ и критическим компонентом его вклада в деятельность глобальной системы является расположение НВЦ в государственной структуре.

Поскольку организационная структура и национальные приоритеты сильно различаются по странам, трудно рекомендовать идеальный вариант расположения НВЦ. Однако, мы можем рекомендовать три критерия, которыми можно руководствоваться в этом вопросе:

(1) Для того, чтобы содействовать решению экологических вопросов в стране НВЦ должен быть легко доступен представителям политических кругов, лицам, принимающим решения, ученым, специалистам планирования, исследователям и широкой общественности. Право общественности на доступ к информации по вопросам окружающей среды является основополагающим принципом деятельности всех НВЦ ИНФОТЕРРА.

(2) Для того, чтобы активно поставлять информацию в систему ИНФОТЕРРА, НВЦ должен располагаться в месте наивысшей концентрации экологической иноформации и специалистов соответствующей компетенции.

(3) Для обеспечения максимального использования возможностей системы ИНФОТЕРРА к работе в НВЦ должны привлекаться специалисты в области информации. НВЦ должен оказывать информационные услуги, иметь компьютерную и телекоммуникационную базу.

На практике многие НВЦ располагаются в национальных центрах экологической информации или информационных департаментах министерства охраны окружающей среды или другого государственного ведомства, имеющего значительные полномочия в вопросах охраны окружающей среды.

Национальные правительства призываются назначать НВЦ и сообщать название и адрес этих организаций Исполнительному Директору ЮНЕП. Решение вопросов расположения и организационной структуры НВЦ является прерогативой национального правительства.

ИНФОТЕРРА создавалась с целью обеспечить максимальную гибкость в решении вопроса о многовариантности национальных выделенных центров. Выполняя роль катализатора, ЮНЕП/ИНФОТЕРРА содействует НВЦ в эффективном участии в деятельности системы, предлагая возможности для обучения специалистов, образцы рекламных материалов, техническую документацию, консультативные услуги и т.д.

5. Финансовые затраты

Присоединение к системе ИНФОТЕРРА не влечет за собой финансовых расходов. Однако ожидается, что правительства участвующих стран обеспечат свои НВЦ ресурсам, необходимыми для реализации их деятельности и оказания услуг, перечисленных ниже. Основную долю расходов составляют расходы по аренде помещений и оборудования, таких как компьютеры и мебель, расходы по связи, копированию документов, зарплата сотрудников, командировки, расходы на рекламу и переводческие услуги.

Ожидается, что НВЦ в развитых странах будут нести расходы по предоставлению технических публикаций пользвателям в развивающихся странах.

6. Сотрудники

Сотрудники НВЦ должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить эффективную реализацию его функций. Сотрудники НВЦ должны понимать роль информации в процессе принятия решений и должны побуждать ответственных лиц и других пользователей обращаться к системе ИНФОТЕРРА. Точное количество сотрудников НВЦ ИНФОТЕРРА зависит от имеющихся ресурсов, числа потенциальных пользователей и степени автоматизации НВЦ. Однако представляется, что минимальный штат должен состоять из двух человек для выполнения различных функций на национальном уровне:

Руководитель/менеджер НВЦ: руководитель экологического информационного центра/департамента или аналогичной структуры.

Требуемая квалификация: высшее образование в области информационных или библиотечных услуг, несколько лет практической работы в качестве руководителя. Свободное владение одним из рабочих языков ИНФОТЕРРА.

Обязанности: руководство национальной информационной службой в области охраны окружающей среды. Поддержка оперативной связи с ЮНЕП/ИНФОТЕРРА по политическим вопросам, относящимся к деятельности НВЦ. Распространение информации по национальным экологическим проблемам, а также по вопросам роли информации в решении этих проблем и задачи поддержки устойчивого развития.

Лицо, занимающее эту должность, являтеся наиболее подходящим участников совещаний по развитию системы, проводимых ЮНЕП/ИНФОТЕРРА.

Технический сотрудник: бибилотекарь или информационный специалист.

Требуемая квалификация: специальное или высшее образование в области информационных или библиотечных наук, несколько лет практической работы в области информационного менеджмента, свободное владение одним и з рабочих языков ИНФОТЕРРА. Способность работать самостоятельно при минимальном контроле со стороны.

Обязанности: оперативная свзяь с ЮНЕП/ИНФОТЕРРА по техническим вопросам деятельности НВЦ.

Развитие тесных рабочих контактов с другими национальными и международными информационными системами, отдельными учеными, информационными специалистами и другими пользователями и поставщиками экологической информации.

Лицо, занимающее эту должность, является наиболее подходящим участником курсов обучения, проводимых ЮНЕП/ИНФОТЕРРА.

Примечание: Распределение обязанностей между руководителем и техническим сотрудником НВЦ может различаться в зависимости от конкретных условий. Часто сотрудник, который активно участвует в развитии и укреплении НВЦ и системы ИНФОТЕРРА, может являться наиболее подходящим участником совещаний по развитию системы, проводимых ЮНЕП/ИНФОТЕРРА.

7. Продукты и услуги НВЦ ИНФОТЕРРА

Поскольку НВЦ ИНФОТЕРРА расположены в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой, нижеприведенный перечень продуктов и услуг не может быть обязательным для всех НВЦ в следствие различий в их информационно-технологической базе. Таким образом, этот перечень можно рассматривать как рекомендуемый долгосрочный перспективный план.

Продукты:

(1) Общедоступный национальный экологический информационный центр

(2) Национальный справочник источников экологической информации

(3) Национальная библиографическая база данных по вопросам охраны окружающей среды

(4) Каталог библиотечных единиц хранения

(5) Национальный экологический WWW сайт

(6) Рекламный буклет о НВЦ ИНФОТЕРРА

(7) Информационные листовки по национальным экологическим проблемам на местном (местных) языке (языках).

8. Продукты и услуги ЮНЕП/ИНФОТЕРРА

Продукты:

(1) Теазурус экологических терминов ИНФОТЕРРА на английском, французском, арабском, русском, испанском и китайском языках

(2) Международная система информационных источников ИНФОТЕРРА-ISIS - база данных на английском, французском, русском и испанском языках

(3) Справочник источников ИНФОЕТРРА, изданный на английском, французском, русском и испанском языках

(4) “Информационные услуги по вопросам охраны окружающей среды”, учебный буклет на английском, французском и испанском языках

(5) “Система ИНФОТЕРРА”, брошюра на английском, французском, арабском, русском, испанском и китайском языках

(6) Справочник операций ИНФОТЕРРА, изданный на английском, французском и испанском языках

(7) Листовка “Сеть ИНФОТЕРРА”, изданная на английском, французском, арабском, русском, испанском и китайском языках

(8) Бюллетень ИНФОТЕРРА, издаваемый каждые два года, на английском, французском и испанском языках

(9) Отчеты о заседаниях Консультативного комитета ИНФОТЕРРА на английском языке

(10) Учебное пособие по пользованию Интернет на английском языке

(11) Справочник Интернет по источникам экологической информации на английском языке

(12) Ежегодный отчет о деятельности ИНФОТЕРРА, издаваемый на английском, французском и испанском языках

(13) Справочник национальных выделенных центров, издаваемый каждые два года на английском языке

(14) Руководство по индексации и реферированию экологических публикаций, издаваемое на английском, французском и испанском языках

(15) Руководство по маркетингу информационных услуг в обалсти охраны окружающей среды, издаваемое на английском, французском и испанском языках

(16) Поддержка и расширение списков подписчиков ИНФОТЕРРА в Интернет

(17) Библиотечная информационная система/Документационная информационная система, разработанная на английском, французском и испанском языках

(18) Составление ежегодных статистических обзоров на английском языке по количествам запросов, поступивших в систему ИНФОТЕРРА, и направленным ответам

Услуги:

(1) Справочно-информационное обслуживание

(2) Связь со специальными секторными источниками по отдельным вопросам и ответам на конктретные запросы

(3) Техническое содействие по различным аспектам информационного обслуживания по вопросам охраны окружающей среды

(4) Создание суб-региональных систем (для Юга Африки, англоязычных стран Западной Африки и т.д.) в соответствии с запросами

(5) Проведение региональных учебных курсов по вопросам экологического информационного менеджмента/ обслуживания

(6) Проведение национальных учебных курсов по вопросам экологического информационного менеджмента/ обслуживания

(7) Организация региональных совещаний по вопросам развития системы ИНФОТЕРРА

(8) Организация каждые два года заседаний Консультативного комитета ИНФОТЕРРА

(9) Оказание технического содействия и консультативных услуг на местах в НВЦ

(10) Оперативная связь с НВЦ по вопросам развития системы ИНФОТЕРРА

(11) Проведение оценки технических потребностей НВЦ для составления соответствующих проектов по техническому развитию

(12) Реализация проектов технического развития для укрепления слабых НВЦ

(13) Распространение аудио- и видеоматериалов среди НВЦ

(14) Распространение баз данных ЮНЕП (OAIC, IRPTC) среди отдельных НВЦ

(15) Привлечение новых партнеров

(16) Оценка работы НВЦ в качестве партнера системы ИНФОТЕРРА

(17) Определение НВЦ, не справляющихся со своими обязанностями, и подготовка рекомендаций по назначению нового НВЦ в рамках данной государственной структуры

(18) Содействие развитию информационного обмена между правительственными и неправительственными организациями в регионах (страны Африки, СНГ и т.д.)

(19) Поддержка WWW сайта ЮНЕП/ИНФОТЕРРА и его связи с WWW сайтами НВЦ

Более подробную информацию по продуктам и услугам ИНФОТЕРРА можно получить по адресу:

INFOTERRA, The Global Environmental Information Exchange Network

Division of Environmental and Assessment

United Nations Environment Programme

P.O. Box 30552, Nairobi, KENYA

Tel.: (254-2) 624299 или 623275

Fax: (254-2) 624269 · E-mail: infotinf@unep.org · Web: www.unep.org/infoterra